Самоучитель по InDesign

Форматирование символов

Шрифты Multiple Master

В не очень далекие времена, когда набор и верстка проводились без компьютеров, шрифт представлял собой металлические бруски с нанесенными на них зеркальными изображениями символов. Эти пластинки назывались литерами. В состав литеры входил сам контур буквы, ее боковые поля (полуапроши) и оплечики. Литеры шрифта собирались в слова, строки и страницы набора — сначала вручную, потом автоматически. Разумеется, при таком методе работы возможности подгонки шрифтов были минимальными. Разные кегли, начертания, регулировка полей при кернинге и трекинге — каждая такая операция требовала использования других литер. Процесс набора был очень трудоемким и негибким.

С появлением компьютерных технологий подготовки публикаций возникли контурные компьютерные шрифты. Их использование многократно увеличило гибкость набора. Теперь нет проблем с плавным регулированием любых метрических параметров шрифта. Оба распространенных формата, TrueType и Type 1 позволяют как угодно варьировать кегль, поля, интерлиньяж и пр. Однако в этих шрифтах (для Туре 1 они называются Single Master) гарнитура имеет несколько стабильных начертаний (обычно это Bold, Italic, иногда Extended, Light и т. д.). Можно выбирать между предопределенными начертаниями, но их невозможно менять плавно. InDesign, как и другие программы верстки и графические редакторы, предлагает в качестве альтернативы расширение, сужение и наклон символов. Однако эти операции применимы в очень ограниченных пределах, поскольку вызывают искажение рисунка символов.

Новые шрифты Type 1 стандарта Multiple Master (MM) могут плавно изменять различные атрибуты, сохраняя сбалансированный рисунок символов. В каждом из шрифтов этого типа существует особый переменный параметр, например, толщина штрихов, или ширина символов. Этот переменный параметр называют осью шрифта. Программы, поддерживающие ММ-технологию, позволяют менять шрифт по данной оси в большом интервале значений. Для любого значения осей формируется сбалансированный символ. Так, на рис. 6.17 в верхней строке шрифт Tekton MM сжат по горизонтали заданием значения ширины символов в палитре Character, а на том же рисунке в нижней строке — настройкой ширины с использованием технологии ММ. В первом случае ширина горизонтальных и вертикальных линий в символах искажена, во втором — нет.

Рис. 6.17. Масштабирование SM и ММ-шрифта (внизу)

Для редактирования параметров ММ-шрифтов используется шрифтовая машина Type 1 — Adobe Type Manager Deluxe (рис. 6.18). После подгонки параметров вы добавляете новый шрифт с измененными значениями осей в общий список.

InDesign не способен самостоятельно редактировать ММ-шрифты. Для этой цели нужно использовать АТМ. Однако созданные начертания можно свободно применять в программе.

Если вы разработали начертание шрифта ММ в программе Adobe Illustrator (скажем для заголовка), то при импорте отформатированного этим шрифтом текста в InDesign текст будет помещен как графический объект (см. главу, посвященную импорту текста), но при этом созданное начертание не сохранится. Для того чтобы все-таки добиться нужного вида текста, переведите его в редактируемые контуры средствами Illustrator или создайте начертание ММ-шрифта в АТМ.

Однако InDesign все же умеет управлять некоторыми характеристиками ММ-шрифтов. Он автоматически организует соответствие шрифтов по оси оптических размеров.

 

Рис. 6.18. Трансформации шрифта в Adobe Type Manager

Ось оптических размеров характерна для наборных шрифтов. Это зависимость между оптическими параметрами шрифта и его кеглем. Программа шрифта плавно изменяет внешний вид символа, так чтобы он выглядел идеально именно для данного кегля. Так, при уменьшении кегля до наборного шрифта (скажем, 10 пунктов) для достижения лучшей читаемости обычно увеличивают толщину засечек и высоту строчных букв, сами буквы делаются более широкими и менее контрастными, увеличивается ширина боковых полей. Использование этой возможности приводит к отличному качеству набора.

InDesign позволяет применять ось оптических размеров к документу. В режиме Automatically Use Correct Font Size (он устанавливается одноименным флажком вкладки Туре окна Preferences) программа автоматически подбирает наилучшие оптические характеристики для каждого кегля, использованного в наборе. Разумеется, что подбор может быть проведен только для ММ-шрифта, в котором есть ось оптических размеров.

 

После подстановки (3) в условие (5), уравнение стоячей волны в трубе приобретает вид (6). Возникающие в трубе стоячие волны имеют циклические частоты равные (7) ,эти частоты называются собственными частотами колебаний, а соответствующие им стоячие волны (8) носят название собственных колебаний столба воздуха в трубе. На рисунке 1изображены формы полученных стоячих волн смещения с амплитудой(2аcos( п/v). На длине воздушного столба (длина трубы) укладывается нечетное число четвертей длин волн. Есть точки, в которых амплитуда стоячей волны максимальна (9).Это пучности смещений частиц в стоячей волны -точки, где амплитуда равна нулю (10). У закрытого торца трубы образуются узлы смещения ,скорости и пучность давления; у откры- того конца - пучность смещения, скорости и узел давления. Колебания столба воздуха в трубе возбуждаются динамиком, расположенным у открытого конца. Если частота колебаний мембраны совпадает с одной из собственных частот (явление акустического резонанса), то в трубе устанавливаются стоячие звуковые волны. На этих частотах амплитуда колебаний столба воздуха в трубе будет максимальна. На рисунке 2 показан прибор с помощью которого производится опыт. Прибор состоит из стеклянной трубки с боковым отростком, ведущим к микрофону, и поршнем. Под трубкой помещена шкала, по которой определяется положение поршня. Источником звука служит звуковой генератор. Микрофон предназначен для прео- бразования акустических колебаний в электрические, которые регистрируются осциллографом.