Асинхронный двигатель имеет неподвижную
часть, именуемую статором, и
вращающуюся часть, называемую ротором.
В статоре размещена обмотка, создающая вращающееся магнитное поле.
Различают асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазным
ротором.
В пазах ротора с короткозамкнутой обмоткой
размещены алюминиевые или медные стержни. По торцам стержни замкнуты алюминиевыми
или медными кольцами. Статор и ротор набирают из листов электротехнической стали,
чтобы уменьшить потери на вихревые токи.
Фазный ротор
имеет трехфазную обмотку (для трехфазного двигателя). Концы фаз соединены в общий
узел, а начала выведены к трем контактным кольцам, размещенным на валу. На кольца
накладывают неподвижные контактные щетки. К щеткам подключают пусковой реостат.
После пуска двигателя сопротивление пускового реостата плавно уменьшают до нуля.
Принцип действия асинхронного двигателя рассмотрим
на модели, представленной на рисунке 12.4.
![]() Рис. 12.4 | Вращающееся
магнитное поле статора представим в виде постоянного магнита, вращающегося с синхронной
частотой вращения n1. В проводниках замкнутой обмотки ротора индуктируются токи. Полюса магнита перемещаются по часовой стрелке. Наблюдателю, разместившемуся на вращающемся магните, кажется, что магнит неподвижен, а проводники роторной обмотки перемещаются против часовой стрелки. Направления роторных токов, определенные по правилу правой руки, указаны на рис. 12.4. |
P | 1 | 2 | 3 | 4 |
---|---|---|---|---|
n1, об/мин | 3 000 | 1500 | 1000 | 750 |
(12.3)
.
,
.
(12.4)
;
,
Чтобы получить более благоприятное
распределение магнитной индукции в воздушном зазоре между статором и ротором,
статорные и роторные обмотки не сосредоточивают в пределах одного полюса, а распределяют
по окружностям статора и ротора. ЭДС распределенной обмотки меньше ЭДС сосредоточенной
обмотки. Этот факт учитывается введением в формулы, определяющие величины электродвижущих
сил обмоток, обмоточных коэффициентов. Величины обмоточных коэффициентов несколько
меньше единицы.
ЭДС в обмотке вращающегося
ротора
(12.5)
На ротор и полюсы статора действуют электромагнитные вращающие
моменты, одинаковые по величине и направленные в противоположные стороны.
Мощность, необходимая для вращения статорных
полюсов с синхронной частотой,
,
(12.7).
.
,
На рис. 12.5 изображена зависимость электромагнитного момента от скольжения в виде сплошной линии.
Пусть исполнительный механизм, приводимый во вращение данным двигателем, создает противодействующий тормозной момент М2..
(12.9)
. (12.10)
Механической характеристикой асинхронного двигателя называется зависимость частоты вращения двигателя от момента на валу n2 = f (M2). Механическую характеристику получают при условии U1 - const, f1 - const. Механическая характеристика двигателя является зависимостью вращающего момента от скольжения, построенной в другом масштабе. На рис. 12.6 изображена типичная механическая характеристика асинхронного двигателя.
- величина максимального вращающего момента не зависит от активного сопротивления цепи ротора;
- с увеличением активного сопротивления цепи ротора максимальный вращающий момент, не изменяясь по величине, смещается в область больших скольжений (см. кривая 1 рис. 12,5);
- вращающий момент пропорционален квадрату напряжения сети.
![]() Рис. 12.6 | С увеличением нагрузки величина момента на валу возрастает до некоторого максимального значения, а частота вращения уменьшается. Как правило, у асинхронного двигателя пусковой момент меньше максимального. Это объясняется тем, что в пусковом режиме, когда n2 = 0, а S = 1 асинхронный двигатель находится в режиме, аналогичном короткому замыканию в трансформаторе. Магнитное поле ротора направлено встречно магнитному полю статора. |
Из формулы (12.2) получим
.
(12.11)
Асинхронные двигатели имеют простую конструкцию и надежны в эксплуатации. Недостатком асинхронных двигателей является трудность регулирования их частоты вращения.
- изменением частоты питающего напряжения;
- изменением числа полюсов двигателя. Для этого в пазы статора закладывают обмотку, которую можно переключать на различное число полюсов;
- изменением скольжения. Этот способ можно применить в асинхронных двигателях с фазным ротором. Для этого в цепь ротора включают регулировочный реостат. Увеличение активного сопротивления цепи ротора приводит к увеличению скольжения от Sa к Sг (см. рис. 12.5), а, следовательно, и к уменьшению частоты вращения двигателя.
Однофазный двигатель имеет одну обмотку, расположенную на
статоре. Однофазная обмотка, питаемая переменным током, создаст пульсирующее магнитное
поле. Поместим в это поле ротор с короткозамкнутой обмоткой. Ротор вращаться не
будет. Если раскрутить ротор сторонней механической силой в любую сторону, двигатель
будет устойчиво работать.
Объяснить
это можно следующим образом.
Пульсирующее
магнитное поле можно заменить двумя магнитными полями,
вращающимися в противоположных
направлениях с синхронной частотой n1 и имеющими амплитуды магнитных
потоков, равные половине амплитуды магнитного потока пульсирующего поля. Одно
из магнитных полей называется прямовращающимся, другое - обратновращающимся. Каждое
из магнитных полей индуктирует в роторной обмотке вихревые токи. При взаимодействии
вихревых токов с магнитными полями образуются вращающие моменты, направленные
встречно друг другу.
На рис. 12.7 изображены
зависимости момента от прямого поля М', момента от
обратного поля М" и результирующего
момента М в функции скольжения М = М' - M".
Рис. 12.7
.
.
1. Однофазный двигатель не имеет пускового момента. Он будет вращаться в ту сторону, в которую раскручен внешней силой.Для создания пускового момента однофазные двигатели снабжают пусковой обмоткой, пространственно смещенной относительно основной, рабочей обмотки на 90o. Пусковая обмотка подключается к сети через фазосдвигающие элементы: конденсатор или активное сопротивление.
2. Из-за тормозного действия обратновращающегося поля характеристики однофазного двигателя хуже, чем трехфазного.
![]() Рис. 12.8 | На рис. 12.8 показана
схема включения обмоток двигателя, где Р - рабочая обмотка, П - пусковая обмотка.
Емкость фазосдвигающего элемента С подбирают таким образом, чтобы токи в рабочей
и пусковой обмотках различались по фазе на 90o. Трехфазный асинхронный двигатель может работать от однофазной сети, если подключить его обмотки по следующим схемам.(Рис. 12.9) |
Рис.12.9
Устройство электрической машины постоянного тока Электрическая машина постоянного тока состоит из двух основных частей: неподвижной части ( индуктора) и вращающейся части ( якоря с барабанной обмоткой). На рис. 11.1 изображена конструктивная схема машины постоянного тока Индуктор состоит из станины 1 цилиндрической формы, изготовленной из ферромагнитного материала, и полюсов с обмоткой возбуждения 2, закрепленных на станине. Обмотка возбуждения создает основной магнитный поток.